Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Образовательные стандарты
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования
ФГОС ДО. Что это такое?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) - (англ. standart) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов». ФГОС ДО создан впервые в российской истории, утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и введён в действие с 1 января 2014 года. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, Законодательства РФ, Конвенции ООН о правах ребёнка
ФГОС ДО - это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:
- расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
- обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
- приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- реализации вариативных образовательных программ;
- соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Цели стандарта:
- Повышение социального статуса дошкольного образования;
- Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Обучение и воспитание дошкольников в ДОУ осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования. ФГОС ДО- это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.
Результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования понимаются только как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики.
На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации в дошкольном образовании.
Ребёнка ценят, а не оценивают!
ФГОС ДО направлен на образование и развитие ребенка, через игру и другую понятную, доступную детям деятельность.
ФГОС ДО ориентирует на сохранение здоровья, обеспечение безопасности и воспитание здорового образа жизни ребенка.
Обеспечит ли стандарт дошкольного образования одинаковую для всех подготовку к первому классу?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста предлагаются виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться». Дети всегда были и будут разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры.